Стратегии татарского народа подкинули «духовных скреп»
Стратегии татарского народа подкинули «духовных скреп»
Василь Шайхразиев показал новый эскиз документа, добавив ему бизнесовых понятий «конкурентноспособность» и «укрепление инноваций»
Сегодня на сайте всемирного конгресса татар неожиданно появился совершенно новый, уже второй по счету, вариант эскиза будущей стратегии развития татар, который уже был презентован на первой из подобных встреч за пределами Республики Татарстан — в Екатеринбурге. Теперь в эскизе есть указание на важность опоры на Конституции РФ и РТ, так и не появилось слово «ислам», а также исчезли финансы. Новый документ анализируют эксперты «БИЗНЕС Online».
Василь Шайхразиев провел презентацию обновленного варианта эскиза стратегии развития татар, который был сегодня представлен в Свердловской области Фото: «БИЗНЕС Online»
«ТАТАРСКИЙ МИР», ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, БЛИЖЕ К ТЕМЕ ПРЕДМЕТА»
Сегодня в Свердловской области прошла презентация эскиза стратегии развития татарского народа. Екатеринбург стал первым городом за пределами Республики Татарстан, где собрались татарские активисты из одного федерального округа для обсуждения стратегического документа нации. Презентацию традиционно провел председатель «Милли шура» Василь Шайхразиев. Состоялось мероприятие в рамках схода актива общественных организаций татар Уральского федерального округа, а участие в котором приняли, по оценке организаторов, 1,5 тыс. человек. Одновременно с началом обсуждения в уральской столице на сайте ВКТ был опубликован обновленный вариант эскиза стратегии развития татар, который и был представлен на родине Бориса Ельцина.
«БИЗНЕС Online» сравнил оба эскиза и выделил ключевые различия. Хотя, по сути, можно говорить о том, что эскиз № 2 — это новый самостоятельный документ, поскольку различий с первым вариантом множество, хотя его структура во многом сохранена.
На сайте ВКТ был опубликован обновленный вариант эскиза стратегии развития татар Чтобы открыть, нажмите
Первое, что сразу бросается в глаза, — это изменение слогана стратегии. Если в первоначальном эскизе он звучал как «Кем мин, татар булмагач» («Кто я, если не татарин»), то теперь трансформировался в «Без — татар дөньясы» («Мы — татарский мир»). По словам одного из членов рабочей группы, журналиста и общественного деятеля Римзиля Валеева, изменение слогана — это шаг вперед основного документа. «Первым слоганом было „Большой Татарстан“ и „Без булдырабыз“, потом его заменили на „Кем мин, татар булмагач“. „Татарский мир“, по крайней мере, ближе к теме предмета, это положительная вещь», — сказал Валеев «БИЗНЕС Online».
Изменилась и основня цель стратегии: если изначально она заявлялась «развитие татарской нации на основе укрепления национального самосознания», то сейчас трансформировалась в «развитие этнической идентичности и конкурентоспособности татар в меняющемся мире». Так что татары не должны забывать, что у них есть конкуренты. К цели в новом эскизе добавлены еще две базовые составляющие — «основа» и «технология». В качестве первой заявлен «интеллектуальный и культурный капитал», а «технология» звучит и вовсе загадочно — «укрепление инновационной ментальности татар».
Интересно, что наиболее кардинальных изменений претерпел такой пункт эскиза стратегии как «точки опоры». Если изначально разработчики планировали опереться на «великую историю татарского народа и надежный вектор его сегодняшнего развития», то новые точки опоры оказались более прагматичными — это международное право, российская и татарстанская Конституции, федеральное законодательство, законы РТ и субъектов РФ, различные федеральные и республиканские, ведомственные и муниципальные программы, а также Стратегия социально-экономического развития Татарстана до 2030 года. Отдельной строкой в качестве точки опоры стоят договора Татарстана с субъектами РФ и зарубежными странами. Возможно, что это связано и с сигналами из федерального центра. «БИЗНЕС Online» уже писал, что не всем в Москве нравится инициатива из Казани, поэтому и могло быть решено четко показать, что стратегия татар должна опираться исключительно на российское правовое поле.
Римзиль Валеев: «Изменение слогана — это шаг вперед, а вот другие вещи, всякие там скрепы, я не понимаю, у нас другое видение и мы готовы, если попросят, его предоставить» Фото: «БИЗНЕС Online»
«ЯЗЫК ИДЕНТИЧНОСТИ»
В отдельную графу в новом эскизе вынесены «духовные скрепы», этого термина вообще не было в первом варианте. В качестве таковых заявлены: великая история и культура, устремление в будущее, приоритет знаний и инноваций, преемственность традиций. Ранее духовная основа была заложена подпунктом в «точках опоры», которая предусматривала единство татар, сохранивших свои местные историко-культурные особенности, а также рассматривала Казань как духовную и общественно-культурную столицу татарского народа.
Между тем, как уже указывал «БИЗНЕС Online», в стратегии все еще не определено место ислама, и новый документ этой проблемы не решает. В свежем эскизе слово «ислам» отсутствует, но есть «духовность» и «вера». В общем, можно констатировать, что отсутствие ислама как базовой парадигмы татарской цивилизации — один из главных недостатков стратегии на данном этапе работы над ней.
Далее по тексту, «базовые направления роста» трансформировались в «миссию консолидации и трансформации», но нужно отдать должное — здесь, в отличие от первого эскиза, на первое место вынесено образование. Ранее оно шло вторым пунктом после «Организации жизнедеятельности татар». Что касается самого образования, то здесь на первый план вышло не разъяснение соотечественникам важности и необходимости знания родного языка, а создание национального образовательного пространства. В «Культуру», помимо языка, традиций, искусства и литературы, добавились архитектура и кинематография. Интересно, если в первом эскизе на первом месте в этом разделе стояла семья, то сейчас — профессиональная культура. Трансформацию претерпел и раздел «Информационное пространство». Если раньше здесь на первом месте стояли печатные органы (СМИ), то теперь IT. СМИ отошли на второй план, полностью избавившись от слова «печатные», а также появилось «Цифровое пространство».
В новом эскизе также появилось такое понятие ,как «язык идентичности». Сюда разработчики включили великую историю, родную землю, татарский язык, уникальную культуру, веру (иман), а также родные мелодии — тот самый непереводимый на русский язык моң. Новый эскиз также прирос некими «стратегическими инициативами» по ключевым направлениям. Например, для культуры такая инициатива звучит следующим образом: «Осознание роли татарской высокой культуры и создание современного пространства духовного и культурного единства».
Еще один любопытный факт — если в первом эскизе стратегии предлагались пути ее реализации «с указанием финансовых источников», то в новом эскизе слово «финансы» исчезло совсем. Здесь стоит отметить, что Шайхразиев в своих публичных выступлениях не раз обращал внимание на то, что отдельного финансирования на разработку стратегии развития татарского народа не предусмотрено и не планируется, а каждый, кто занят ее разработкой, делает это в рамках своих должностных окладов.
Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью
«СОЗДАЛИ ДОКУМЕНТ — ДАВАЙТЕ ОБМЕНЯЕМСЯ МНЕНИЕМ, ХОТЯ БЫ В ДИСТАНЦИОННОМ ПОРЯДКЕ»
Интриги вокруг нового эскиза не ограничиваются размытостью формулировок. Доподлинно неизвестно, кто именно является его автором. Мнения разделились даже среди самих членов рабочей группы. Один из ее членов сказал нашему корреспонденту, что авторами нового эскиза являются историк Искандер Измайлов и директора Института археологии АН РТ Айрат Ситдиков под общим кураторством вице-президента академии наук РТ Дании Загидуллиной. Другой назвал еще и имя директора Института международных отношений КФУ Рамиля Хайрутдинова. Между тем Измайлов в разговоре с «БИЗНЕС Online» опроверг свое авторство. «Я не знаю, кто автор нового эскиза, но по стилю похожи на отголоски хакимовских изречений. Все это происходит из-за того, что руководство проекта не захотело согласовать четкую структуру обсуждений, структуру того, кто будет вносить изменения и как это все будет формироваться. Я пока скептически ко всему этому отношусь, пока не будет стройной системы, такая ерунда будет продолжаться долго», — сказал он.
Искандер Измайлов: «Вот „укрепление инновационной ментальности татар“ — что это? Я не понимаю, что это такое, мне кажется, что до этого было более понятно» Фото: «БИЗНЕС Online»
О том, что изменения в эскиз стратегии вносятся в одностороннем порядке и не согласовываются с членами рабочей группы, говорит и заместитель председателя всемирного форума татарской молодежи Айрат Файзрахманов. «Необходимо элементарное взаимодействие — не только участие в круглом столе, но и обмен научной информацией, это должно быть поставлено на поток. Создали документ — давайте обменяемся мнением, хотя бы в дистанционном порядке. Пока этого нет», — сообщил он нашему корреспонденту.
«Принцип работы разработчиков стратегии заключается в том, что мы сами должны быть активными, включаться в любую группу, писать свои предложения» Фото: «БИЗНЕС Online»
«СЕЙЧАС ЭТО ПРОСТО ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ СТИРАЛЬНОЙ МАШИНЫ»
Члены рабочей группы по созданию стратегии татар оценили новый документ в разговоре с «БИЗНЕС Online».
Руслан Айсин — политолог:
— Очевидно, что второй документ сделан для внешней аудитории — для презентации его за пределами Татарстана. Некоторые моменты убраны в тень, а некоторые, наоборот, заострены, например, связанные с тем, что опора стратегии — это Конституция России, Татарстана, федеральные законы. Если в первом, внутреннем для татарстанского слушателя и зрителя, документе все конкретизировано, то во втором более размыто. Например, «духовные скрепы». Написано «великая история», но не написана кого: татар, россиян, христиан, мусульман? Во втором варианте исключен татарский фактор. Я в свое время эту тему проговаривал, что необходимо включить в стратегию договора с субъектами РФ и Татарстана — это важный документ, который мы не используем. На основании этого документа мы можем спрашивать у субъекта, чтобы он, например, открывал татарские классы или татарские школы.
Еще во втором документе есть такие интересные вещи, как пути реализации стратегии развития татарского народа, внедрение технологии убеждения или создание механизмов по мониторингу их исполнения. Видно, что этот документ бюрократически скалькирован, потому что, если мы говорим о стратегии, то у нее должен быть базовый идеологический документ, доктринальная часть, а ее, к сожалению, нет. Мы считаем, что она нужна, нужно татарину объяснить, кто он, его место в истории, в чем заключена его миссия. В стратегии нет анализа прошлого и настоящего. Документ достаточно сырой и не может выступать как основа. Должен быть анализ, с включением туда исламского аспекта. Серьезный документ так не пишется, так пишутся программы, нацеленные на будущее. Стратегия — это несколько иное. Этот эскиз мы не можем рассматривать как документ, который удовлетворяет потребности татарского мира.
В новом эскизе не собрана никакая социологическая выборка других групп, полный провал по образованию, много вещей выражены общими фразами или вообще не выражены. Люди, которые ее делали, хорошие, уважаемые, но надо понимать, что их компетенция и опыт недостаточны, чтобы объять документ, который должен был стать первым главным документом татар за 500 лет после потери государственности на следующие как минимум 100 лет. Фактически этот документ должен стать катехизисом и кодексом татарского народа. Сейчас, как мы видим, это просто инструкция по работе стиральной машины — технический документ без сильного идеологического содержания. Я боюсь, что президент Татарстана Рустам Минниханов говорил о несколько другом документе.
Искандер Измайлов — историк:
— Концепции еще нет, мы имеем дело не с концепцией, а с моделью, эскизом. Цели его остаются теми же, но некоторые элементы подвергаются изменениям. Не исключено, что сама концепция по мере ее создания будет сильно отличаться от первоначального варианта. Я лично был против того, чтобы в целях написали о развитии этнической идентичности, самосознания. Я считаю, это некое влияние, к сожалению, академических этнографов, которые ими фактически не являются, но хотят ими казаться, поэтому везде суют наукообразные формулы. Привыкли писать в своих статьях об этническом самосознании и везде это засовывают. Или вот «укрепление инновационной ментальности татар» — что это? Я не понимаю, что это такое, мне кажется, что до этого было более понятно.
Римзиль Валеев — журналист и общественный деятель:
— Это не стратегия, а пока еще только ее эскиз, куда внесли изменения с учетом предложений для того, что объяснять стратегию за пределами Татарстана, поэтому она только на русском языке написана. Изменение слогана — это шаг вперед, а вот другие вещи, всякие там скрепы, я не понимаю, у нас другое видение, и мы готовы, если попросят, его предоставить. Ни одни термины не узаконены, нет их расшифровки.
Айрат Файзрахманов — заместитель председателя всемирного форума татарской молодежи:
— Принцип работы разработчиков стратегии заключается в том, что мы сами должны быть активными, включаться в любую группу, писать свои предложения. Но должен быть какой-то стандарт, разработать его не так сложно. Тот, кто координирует — Академия наук РТ, — должен выработать такой стандарт и сказать: «Вот по нему дайте предложение». Если разработку стратегии передали научным институтам, это хорошо, конечно, но есть стандарты научного взаимодействия, есть понятие, например, семинара, когда представители разных дисциплин взаимодействуют, предлагают какие-то решения, ставят исследовательские вопросы. Если мы пошли по научному пути, то надо включать инструменты взаимодействия научного сообщества. Нас соберут в понедельник, 18 февраля, и в сжатом виде — по 3-4 минуты — дадут высказаться. Это нормальный формат, но недостаточный. Таких мероприятий в целом недостаточно.