План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок окружающий мир
Программа «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Туман и облака. Осадки».
1) обогатить учащихся новыми сведениями о превращениях воды в природе (туман, облака);
3) сформировать представления учащихся об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град) и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь);
Ход урока
I. Организационный момент
( Природное явление — это любое изменение, происходящее в природе)
(Образование облаков, дождь, туман, снегопад, выпадение града.)
(Когда изучали свойства воды в газообразном состоянии и круговорот воды в природе)
Проверка Д/з
-С какими свойствами воды связан её круговорот? (Испарение- переход воды в газообразное состояние ,а из газообразного состояния в жидкое и твёрдое)
-Какие свойства приемлемы для газообразного состояния воды? (Водяной пар прозрачен, бесцветен, без запаха, невидим. Молекулы воды в газообразном состоянии находятся очень далеко друг от друга и заполняют всё пространство. Представлен в виде испарения. При соприкосновении с холодной поверхностью водяной пар превращается в мельчайшие капельки воды ).
III. Объявление темы урока
IV.Знакомство с тайной тумана.
—Как поняли, что такое туман?
— Запотевают ли оконные стекла при одинаковой температуре воздуха в помещении и на улице? (Нет. Образование капель воды из водяного пара возможно только при условии его охлаждения, разницы в температуре в комнате и за окном.)
— Работав группах по 4 человека.
I вариант. Докажите, что туман — «друг» человека. (Туман стелется низко над землей, спасает растения в садах и на полях от заморозков. Во время тумана воздух насыщен водой, он увлажняет кожу человека, что полезно для здоровья.)
— Вы сами можете поучаствовать в образовании тумана. Холодным осенним утром на улице при дыхании человека образуется маленькое облачко тумана. Можно также в сильный мороз открыть в комнате форточку. Из открытой форточки начинают спускаться клубы тумана. Это происходит потому, что в комнате воздух сохраняет много водяных паров. Когда такой воздух попадает в холодное место, водяные пары в нем начинают превращаться в мельчайшие капельки воды, которые мы видим как туман.
— Что же такое облака? (версии)
1. Облака — это тот же туман, только находятся они высоко над земной поверхностью.
3. Если воздух очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или снежинки и в виде дождя, града или снега падает из туч на землю.
— А чем они отличаются? (А их отличие в том, что туман низко стелется над поверхностью суши или водоемов, а облака образуются и плывут высоко над земной поверхностью. Кроме того, облака могут состоять не только из капель воды, но и кристалликов льда, снежинок)
— Вы можете описать формы облаков?
-Вам приходилось видеть облака, похожие на перья птиц, на замки, на горы, сказочных животных? -Кто видел облака, которые плывут низко над землей?
-Посмотрите на стр. 83 . Какие виды облаков вы видите и как они называются? (зачитаем)
-Ваши предположения, почему облака получили то или иное название?
-Какие облака относятся к «ПЕРИСТЫМ»?
-Какие облака относятся к «КУЧЕВЫМ»?
-Как легко распознать «ДОЖДЕВЫЕ» облака?
Хрестоматия стр.50. Дождевое облако. Нижняя часть состоит из водяных паров и водяных капелек. Средняя часть — значительно холоднее: здесь появляются льдинки, в верхней части очень холодно — здесь одни льдинки. Ветер пронизывает эти облака и поэтому капеольки волы и льдинки находятся в постоянном движении. Капельки постоянно из водяных превращаются в льдинки и обратно. Сталкиваясь, капельки тяжелеют, увеличиваются и от тяжести падают вниз.Дождь Капельки маленькие- дождь моросит, капли крупные — ливень.
В пасмурные дни все небо покрыто серыми низкими облаками. Это слоистые облака. Они образуются при встрече теплого воздуха с холодным.
-От чего у каждого облака своя форма?
(Они все образуются на разной высоте и при разной температуре. Когда ветер дует, то он движет облака и они попадают то в более тёплую, то в более холодную зону. Где тепло , вода испаряется, а где холодно- водяные пары превращаются в капельки воды.
Наблюдения за облаками позволяют предсказать погоду.
2.Когда по небу тянутся как бы волокнистые полосы, можно быть уверенным, что дождь не омрачит хорошего летнего дня.
4.Беловатые облака над водой, скоро скрывающиеся при восходе солнца, — к ясному дню.
6.Иногда облака в небе принимают форму корабля. Люди издавна наблюдали за такими «судами» — в какую сторону острым концом — носом повёрнут. На запад — к дождю.
VI. Осадки
1. Это осадки, выпадающие на землю с неба.
— Туман появляется непосредственно из воздуха. ( В холодном воздухе водяные пары сгущаются, превращаются в мельчайшие капельки воды, которые мы видим как туман.)
— Поздней осенью и зимой, когда температура воздуха опускается ниже 0, водяной пар превращается в мельчайшие кристаллики. Так образуется иней. (Стр.57 хр.)
Работа с хрестоматией по группам. (чтение, сообщение)
«Как отличить изморозь от инея ? » стр.58
VII. Итог урока. Оценки.
— Какие явления природы связаны с превращениями воды?
Стр. 84 — ответы на вопросы. № 42 в тетради для самостоятельной работы. Хрестоматия стр.56-60