Криволинейное движение
Урок физики в 9 классе
Учитель физики Лещук Л.П.,
МОУ СОШ с.Орлик Чернянского района
Белгородской области«
Физика 9класс, № 9
Тема урока: Криволинейное движение
Цели и задачи урока: организовать деятельность учащихся по изучению понятия криволинейного движения; способствовать формирование умений применять теоретические знания для решения практических задач, развивать интерес к предмету и логическое мышление; содействовать развитию кругозора учащихся, формированию умения вести записи в тетрадях, наблюдать, замечать закономерности явлений, аргументировать свои выводы.
Оборудование:презентация, юла, игрушечный автомобиль, шарик на нити, теннисный шарик, жёлоб.
Содержание урока
Сообщение темы урока
1. Слайд (организационный момент)
— Здравствуйте! Тема урока на экране. Давайте запишем ее в тетрадь.
Сформулируем цель урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (более подробно изучим криволинейное движение, будем говорить о криволинейном движении; рассмотрим законы криволинейного движения).
Вы ребята правы, на уроке мы начнём более детальное рассмотрение особенностей криволинейного движения.
— Работать будем в группах под девизом «Через общение развивается человек!» Перед вами на слайде три мешка. Мешки символизируют ваши знания, точнее багаж знаний по теме урока.
Какой мешок ваш — определит сегодняшний урок. Помощь вам в этом окажут листы самоконтроля, с которыми вы будете работать, оценивая свою работу на протяжении всего урока.
Актуализация знаний.
Учитель. В начале урока проведём физическую разминку и разгадаем кроссворд, сетка которого нарисована на листочках, лежащих у вас на партах. Один ученик будет работать у доски.
-
Физическая величина, измеряемая в метрах. (Перемещение.)
-
Единица измерения угла. (Градус.)
-
Физическая величина, единицами измерения которой служат год, сутки, час. (Время.)
-
Физическая векторная величина, которую можно измерить с помощью прибора акселерометра. (Ускорение.)
-
Длина траектории. (Путь.)
-
Физическая векторная величина, характеризующая быстроту движения. (Скорость.)
-
Основная единица измерения длины в физике. (Метр.)
-
Изменение положения тела в пространстве с течением времени. (Движение.)
Учитель. Мы разгадали кроссворд по вертикали в нём выделено слово, которое будет ключевым в изучении темы «Криволинейное движение». Что это за слово? (Траектория.)
Проблемная ситуация. Отличаются ли движения по виду траектории? Демонстрирую: падение шарика по прямой, его скатывание по желобу, вращение шарика на нити, перемещение игрушечного автомобиля по столу, падение теннисного мячика брошенного под углом к горизонту.
Ученик. По виду траектории движение можно разделить на движение по прямой линии и кривой.
Учитель. Давайте вспомним определения прямолинейного и криволинейного движений.
Ученик. Прямолинейное движение — это движение, траектория которого — прямая линия криволинейное — кривая.
Учитель. Мы с вами много говорили о прямолинейном движении, приводили множество примеров такого движения.А сейчас приведите примеры криволинейного движения, с которыми вы встречались в жизни.
— полёт ласточек перед дождём;
— струя воды, вырывающейся из шланга во время полива;
— кросс на уроке физкультуры вокруг стадиона;
— падение капли дождя;
— вращение руля водителем автомобиля.
Молодцы. Хочу дополнить ваши ответы.
Посмотрите видеофрагмент, в котором проиллюстрированы примеры криволинейного движения.
Видеофрагмент «Криволинейное движение»
Мотивация и целеполагание
Сегодня на уроке мы поставим перед собой задачу — выяснить, в каком случае движение тела на плоскости будет криволинейным; построить график зависимости координат Х и У для криволинейного движения; выяснить направление вектора скорости при криволинейном движении.
Учитель. Чтобы решить все поставленные задачи, вспомним девиз урока «Через общение развивается человек!» и выполним задания в группах.
1 группа. Рассмотреть результат сложения двух прямолинейных движений, если одно из них — равномерное, а другое — равноускоренное на знакомом нам примере движения зайца по движущейся льдине. Сделать вывод.
Если при движении точечного тела по плоскости в выбранной системе отсчёта его проекция движется вдоль одной из осей равномерно, а вдоль другой равноускоренно, то движение тела будет криволинейным.
2 группа. Определить, как связаны между собой координаты х и у точек криволинейной траектории. Определить значения проекций скорости на координатные оси, просчитать значение модуля вектора скорости. Сделать вывод.
При криволинейном движении изменяется направление вектора скорости тела.
3 группа. Определить направление вектора скорости по отношению к траектории криволинейного движения. Сделать вывод.
Мгновенная скорость тела всегда направлена по касательной к траектории в той её точке, где находится тело.
Выполнить задание вам поможет материал параграфа 8. Первая группа работает с 1 его частью, вторая группа — со 2 частью и, соответственно, 3 группа — третьей частью. На самостоятельную работу отводится 10 минут.
Подготовка в группах под руководством учителя
Сообщения учащихся
Первичная проверка понимания изученного
— фронтальный опрос:
-
Какое движение называют криволинейным?
-
Может ли движение точечного тела в выбранной системе отсчёта ХУ быть криволинейным, если проекция тела на оси координат движутся прямолинейно?
-
Куда направлена скорость точечного тела при криволинейном движении?
Закрепление новых знаний и способов деятельности
-Теперь я предлагаю решить вам задание самостоятельно. Затем мы обсудим ваши результаты.
Задание 1. Дополните предложения, вставляя пропущенные слова.
Если при движении точки по плоскости одна её проекция движется равномерно, а другая — равноускоренно, то движение этой точки будет ____________________.
Траектория точки в случае, когда одна её проекция движется равномерно, а другая — равноускоренно, является ______________________________________________.
Если тело движется криволинейно, то его проекции на координатные оси выбранной системы отсчёта движутся с __________________________ по модулю ускорениями.
Ускорение тела в момент ______________ называют ______________ изменения _______________ за достаточно малый ____________________, начинающийся _______________________________________________, к длительности ____________.
Учитель. Следующее задание на проверку, как вы усвоили новый материал. У каждого из вас на столах лежат тесты и две таблицы, в которые вы должны внести букву ответа. Одну из них вы подпишите и сдадите на проверку.