Криволинейное движение

Урок физики в 9 классе

Учитель физики Лещук Л.П.,

МОУ СОШ с.Орлик Чернянского района

Белгородской области«

Физика 9класс, № 9

Тема урока: Криволинейное движение

Цели и задачи урока: организовать деятельность учащихся по изучению понятия криволинейного движения; способствовать формирование умений применять теоретические знания для решения практических задач, развивать интерес к предмету и логическое мышление; содействовать развитию кругозора учащихся, формированию умения вести записи в тетрадях, наблюдать, замечать закономерности явлений, аргументировать свои выводы.

Оборудование:презентация, юла, игрушечный автомобиль, шарик на нити, теннисный шарик, жёлоб.

Содержание урока

Сообщение темы урока

1. Слайд (организационный момент)

— Здравствуйте! Тема урока на экране. Давайте запишем ее в тетрадь.

Сформулируем цель урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (более подробно изучим криволинейное движение, будем говорить о криволинейном движении; рассмотрим законы криволинейного движения).

Вы ребята правы, на уроке мы начнём более детальное рассмотрение особенностей криволинейного движения.

— Работать будем в группах под девизом «Через общение развивается человек!» Перед вами на слайде три мешка. Мешки символизируют ваши знания, точнее багаж знаний по теме урока.

Какой мешок ваш — определит сегодняшний урок. Помощь вам в этом окажут листы самоконтроля, с которыми вы будете работать, оценивая свою работу на протяжении всего урока.

Актуализация знаний.

Учитель. В начале урока проведём физическую разминку и разгадаем кроссворд, сетка которого нарисована на листочках, лежащих у вас на партах. Один ученик будет работать у доски.

  1. Физическая величина, измеряемая в метрах. (Перемещение.)

  2. Единица измерения угла. (Градус.)

  3. Физическая величина, единицами измерения которой служат год, сутки, час. (Время.)

  4. Физическая векторная величина, которую можно измерить с помощью прибора акселерометра. (Ускорение.)

  5. Длина траектории. (Путь.)

  6. Физическая векторная величина, характеризующая быстроту движения. (Скорость.)

  7. Основная единица измерения длины в физике. (Метр.)

  8. Изменение положения тела в пространстве с течением времени. (Движение.)

Учитель. Мы разгадали кроссворд по вертикали в нём выделено слово, которое будет ключевым в изучении темы «Криволинейное движение». Что это за слово? (Траектория.)

Проблемная ситуация. Отличаются ли движения по виду траектории? Демонстрирую: падение шарика по прямой, его скатывание по желобу, вращение шарика на нити, перемещение игрушечного автомобиля по столу, падение теннисного мячика брошенного под углом к горизонту.

Ученик. По виду траектории движение можно разделить на движение по прямой линии и кривой.

Учитель. Давайте вспомним определения прямолинейного и криволинейного движений.

Ученик. Прямолинейное движение — это движение, траектория которого — прямая линия криволинейное — кривая.

Учитель. Мы с вами много говорили о прямолинейном движении, приводили множество примеров такого движения.А сейчас приведите примеры криволинейного движения, с которыми вы встречались в жизни.

— полёт ласточек перед дождём;

— струя воды, вырывающейся из шланга во время полива;

— кросс на уроке физкультуры вокруг стадиона;

— падение капли дождя;

— вращение руля водителем автомобиля.

Молодцы. Хочу дополнить ваши ответы.

Посмотрите видеофрагмент, в котором проиллюстрированы примеры криволинейного движения.

Видеофрагмент «Криволинейное движение»

Мотивация и целеполагание

Сегодня на уроке мы поставим перед собой задачу — выяснить, в каком случае движение тела на плоскости будет криволинейным; построить график зависимости координат Х и У для криволинейного движения; выяснить направление вектора скорости при криволинейном движении.

Учитель. Чтобы решить все поставленные задачи, вспомним девиз урока «Через общение развивается человек!» и выполним задания в группах.

1 группа. Рассмотреть результат сложения двух прямолинейных движений, если одно из них — равномерное, а другое — равноускоренное на знакомом нам примере движения зайца по движущейся льдине. Сделать вывод.

Если при движении точечного тела по плоскости в выбранной системе отсчёта его проекция движется вдоль одной из осей равномерно, а вдоль другой равноускоренно, то движение тела будет криволинейным.

2 группа. Определить, как связаны между собой координаты х и у точек криволинейной траектории. Определить значения проекций скорости на координатные оси, просчитать значение модуля вектора скорости. Сделать вывод.

При криволинейном движении изменяется направление вектора скорости тела.

3 группа. Определить направление вектора скорости по отношению к траектории криволинейного движения. Сделать вывод.

Мгновенная скорость тела всегда направлена по касательной к траектории в той её точке, где находится тело.

Выполнить задание вам поможет материал параграфа 8. Первая группа работает с 1 его частью, вторая группа — со 2 частью и, соответственно, 3 группа — третьей частью. На самостоятельную работу отводится 10 минут.

Подготовка в группах под руководством учителя

Сообщения учащихся

Первичная проверка понимания изученного

— фронтальный опрос:

  • Какое движение называют криволинейным?

  • Может ли движение точечного тела в выбранной системе отсчёта ХУ быть криволинейным, если проекция тела на оси координат движутся прямолинейно?

  • Куда направлена скорость точечного тела при криволинейном движении?

Закрепление новых знаний и способов деятельности

-Теперь я предлагаю решить вам задание самостоятельно. Затем мы обсудим ваши результаты.

Задание 1. Дополните предложения, вставляя пропущенные слова.

Если при движении точки по плоскости одна её проекция движется равномерно, а другая — равноускоренно, то движение этой точки будет ____________________.

Траектория точки в случае, когда одна её проекция движется равномерно, а другая — равноускоренно, является ______________________________________________.

Если тело движется криволинейно, то его проекции на координатные оси выбранной системы отсчёта движутся с __________________________ по модулю ускорениями.

Ускорение тела в момент ______________ называют ______________ изменения _______________ за достаточно малый ____________________, начинающийся _______________________________________________, к длительности ____________.

Учитель. Следующее задание на проверку, как вы усвоили новый материал. У каждого из вас на столах лежат тесты и две таблицы, в которые вы должны внести букву ответа. Одну из них вы подпишите и сдадите на проверку.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.