Статья по обществознанию (11 класс) по теме

МБОУ «Лицей № 1» р.п. Чамзинка

Тема: «Организация подготовки

к ЕГЭ по обществознанию»

Труханова Г.А.

апрель 2013

В связи с этим подготовка к ЕГЭ по обществознанию стала не менее актуальна, чем подготовка к ЕГЭ по математике и русскому языку Естественно, что это подвигло к выработке определенной системы подготовки учащихся к итоговой аттестации. Успешно освоить предмет обществознание и пройти единый государственный экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 6 по 11 класс. В связи с этим выстраивается структура формирования у учащихся обществоведческой культуры. В настоящий момент данная структура выглядит так:

— второй уровень (9 класс): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю), элективное занятие «Подготовка к ГИА», консультационные часы, подготовка к олимпиадам. На этом этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся, происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения;

Таким образом, обществоведческое образование в лицее ведется и в урочное время и во внеучебной деятельности. К выстраиванию этой системы подвело изучение потребностей учащихся и их родителей в образовательных услугах. В последние годы процент желающих выбрать в дальнейшей взрослой жизни специальность, при поступлении на которую в вуз необходим был результат ЕГЭ по обществознанию, варьировался среди старшеклассников от 45 до 90 %.

На сегодняшний день передо мной стоит задача подготовки данных учащихся к сдаче ЕГЭ по предмету обществознание. Для поддержания нацеленности учащихся на высокий результат, мной проведена работа по определению структуры, способов и форм внеурочной деятельности в классе, где курс обществознания углубленно не изучается. В ходе подготовки к ЕГЭ по обществознанию, были апробированы различные формы и методы подачи материала и его отработки.

  1. Достаточно полно и фундаментально усвоить теоретический курс за 10-11-й класс.
  2. Закрепить все необходимые навыки практического применения полученных знаний.
  3. Научиться работать со всеми типами тестовых заданий.
  4. Выработать умения выполнять творческие задания.
  5. Научить учащихся психологическим особенностям собственного восприятия ЕГЭ.

В 10-м классе проходится в целом 50% учебного материала. Применяются: школьная лекция, семинары по проблемным темам, комбинированные занятия, дискуссии, зачёты по изученным блокам, работа со схемами и таблицами, устные ответы. В школьной лекции даётся в концентрированной форме фактический материал, основной понятийный аппарат, примеры из общественной жизни. Комбинированное занятие включают в себя элементы лекции, дискуссии, индивидуальных заданий, работы с тестами. По итогам больших разделов учебного материала учащиеся пишут письменные фронтальные зачёты, которые проводятся в двух основных формах: сначала работа с заданиями части С в формате ЕГЭ по определенной теме по нескольким вариантам, работа с заданиями для повторения главы, затем фронтальные тесты в формате ЕГЭ (ФИПИ). В тестах даются задания части «А» , части «В» и элементы заданий части «С» (задания С 5,6,7,8.) Учащиеся получают навыки выполнения заданий 1-го и 2-го уровня сложности во всех трёх частях. Тестовые задания подбираются в соответствии с изученными темами. После теста делается работа над ошибками. В тетрадь выписываются проигрышные вопросы и правильные ответы к ним. Анализ выполнения работы позволяет выявить типы заданий, с которыми учащиеся справляются хуже всего и нюансы в освоении материала и доработать их во время консультационного часа и элективного курса. В 11-м классе все методические приёмы остаются прежними, только расширяется практическая часть. В тестах выполняются все типы заданий. Особое внимание уделяется навыкам выполнения творческих заданий (план к теме, эссе.). Учащиеся получают алгоритм работы с этими заданиями. Для закрепления пройденных тем наряду со стандартными тестами применяются тематические со всеми типами заданий.

Учащимся 10 и 11-х классов, помимо учебных занятий, предложено посещать элективный курс «Подготовка к ЕГЭ. Содержание и структура экзаменационной работы по обществознанию в форме ЕГЭ», индивидуальные консультации. Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ. Содержание и структура экзаменационной работы по обществознанию в форме ЕГЭ» направлен, прежде всего, на формирование у учащихся тех знаний и навыков, которые необходимы для успешной сдачи единого государственного экзамена. Курс разбит на два модуля. В 10 классе изучается модуль 1, в 11 классе — модуль 2, исходя из тех вопросов, которые рассматриваются в курсе обществознания в 10 и 11 классах. Он рассчитан на 68 часов учебного времени (по 34 часа в 10 и 11 классах). Элективный курс носит практико-ориентированный характер. Предусматривается работа с источниками, различными документами, тестами, заданиями. В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа. Поэтому после каждой темы предполагается выполнение тренировочных заданий. Данные задания призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ. Курс предполагает проблемное изложение учебного материала, чередование фронтальных бесед с групповой работой на занятиях, использование интерактивных форм обучения и т. д.

Вне зависимости от профиля, все учащиеся испытывают трудности в написании эссе. Начиная с первых дней обучения, в старшей школе ребята получают домашнее задание написать эссе. Естественно, что перед этим каждый учащийся получает консультацию по алгоритму выполнения этого задания с разбором возможных ошибок и определением необходимых элементов, получает памятку. В 10-м классе высказывания соответствуют изученной теме. Только в конце 10-го класса — начале 11-го даются высказывания по всем изучаемым линиям. Эссе разбираются с учетом критерий оценивания, как в ходе учебных занятий, так и в ходе элективного курса.

Несмотря на все сложности, ЕГЭ сегодня является основной формой итоговой аттестации, дающий мощный стимул для самосовершенствования, как педагогу, так и учащимся. Самый простой анализ поступления выпускников лицея за существования данного учебного заведения позволяет сделать вывод, что количество учащихся поступающих в различные вузы страны выросло и неизменно растет. На сегодняшний день дети имеют возможность получать образование в Москве и Санкт-Петербурге, Самаре, Н. Новгороде, они видят смысл в получении конкурентоспособного школьного образования и многое делают для этого. Ответственность за результат подвигает педагогов к выработке эффективных систем подготовки к ЕГЭ, постоянному профессиональному совершенствованию и самообразованию.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.