Дополнительная дисциплина воскресной школы для детей «Православные истоки казачества»

Московский Патриархат

Комитет по взаимодействию с казачеством

дополнительной дисциплины

«ПРАВОСЛАВНЫЕ ИСТОКИ КАЗАЧЕСТВА»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С 1991 года в России идет активный процесс возрождения казачества. В настоящее время казачьи общества организованы в большинстве регионов России.

В основе образа жизни казака традиционно лежали в первую очередь православная вера и любовь к Отечеству. Эти чувства составляли духовный стержень казачества. Потому и говорили казаки о себе: «Мать казака — православная вера, а шашка — сестра». Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни.

«Быть православным — значит не только стоять в форме вне храма и охранять его. Быть казаком — значит сердцем быть в храме, значит принимать все, что происходит в Церкви, с открытым сердцем», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

14 октября 2009 года в Новочеркасске Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял казачество под свое духовное водительство.

Примерное содержание дополнительной дисциплины «Православные истоки казачества» (далее — дисциплина) соответствует основным принципам Стандарта учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации для детей 11–13 лет.

Изучение дисциплины направлено на достижение следующей цели:содействие приобщению воспитанников воскресных школ к исконным традициям и укладу жизни православного российского казачества.

— формирование целостного представления о месте и роли православного российского казачества в историческом процессе развития России;

— применение воспитанниками полученных знаний и представлений в личной жизни для христианского самосовершенствования.

1.3.1. Дисциплина реализуется в качестве дополнительной дисциплины Стандарта учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви для детей 11–13 лет.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ

Воспитанник, освоивший дисциплину «Православные истоки казачества», должен:

— уметь излагать основные этапы истории казачества, факты жизни и деятельности казаков, сыгравших выдающуюся роль в истории казачества и России;

— применять полученные знания и представления о православном российском казачестве в личной жизни детей.

  1. Результаты воспитания на традициях Православия:

б) осознание себя верным чадом Русской Православной Церкви;

г) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, о достоинстве, свободе, казачьей доблести;

е) формирование ответственности за судьбу Отечества;

  1. Результаты обучения религии и религиозного воспитания:

— знание основных событий истории православного российского казачества;

— умение рассказать хронологию и содержание основных этапов истории православного российского казачества и объяснить их смысл;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— выражения собственного мнения по вопросам нравственной оценки происходящего в современном обществе;

  1. СЕТКА РАСПИСАНИЯ ЗАНЯТИЙ

«Православные истоки казачества» — 28 занятий

Тема 1. Цели и задачи курса. Основные понятия. Происхождение казачества. Духовные истоки.

— Проблемы формирования и этнического состава российского казачества.

— Политика государства по отношению к казакам до XX вв. Место казачества в православном государстве.

— Участие казаков в присоединении новых территорий и защите границ православного государства. Казаки в войнах России XVI–XIX вв. Защита Православия. Герои-казаки.

Задание выполняется в формах: подготовки проекта, презентации, эссе, сочинения, составления генеалогического древа, фотоальбома или фотовыставки, рефератов, сочинений, презентаций, дневников (семейный архив, мини-архивы), экспонатов (выставка творческих работ), видеофильмов (мультфильмов).

Тема 3. Казачество в ХХ веке. Казаки-новомученики

— Участие казачества в революционных событиях и Гражданской войне. Духовный кризис казачества.

— Казачество в годы Великой Отечественной войны. Герои-казаки. Казаки-новомученики.

Занятие проводится в формах: занятие-исследование, занятие — исторический портрет, занятие — час подлинника, занятие — работа с первоисточником (архивами) и т.д.

Выездное занятие.Тема: «Равнение на героев!». Занятие проводится в формах: занятие-исследование, занятие-игра; посещение музея, библиотеки, архива, картинной галереи; встречи с казаками — ветеранами Великой Отечественной войны и т.д.

Тема 4. Казачество в эмиграции

— Особенности адаптации. Хранение верности Православию.

Тема 5. Современное состояние российского казачества

— Специфика взаимодействия государства и казачества. Место казачества в структуре современного российского общества.

— Православные традиции проведения Казачьего круга. Священник на Казачьем круге. Выборы атамана.

— Христианские основы казачьего этикета.

Тема 6. Религиозные взгляды казаков.

— Идеи христианской нравственности в отношении казаков к военной службе, семье, труду, воспитанию детей, богатству, милосердию, благотворительности. Казачий духовник.

Тема 7.Православные праздники, особо почитаемые у казаков.

— 1 сентября — День Российского казачества. Празднование Донской иконы Божией Матери. История праздника. История Московского Донского монастыря.

Тема 8. Казачьи святые и святыни.

— Святые-казаки.

— Святые — покровители казачьих войск.

Задание выполняется в форме проекта, презентации, эссе, сочинения и т.д.

— Христианские основы традиций, обрядов, быта и культуры российского казачества.

— Распределение обязанностей в казачьей семье, воспитание детей, домашний иконостас, отношение к смерти, поминальные традиции казачества, православный казачий взгляд на войну.

— Военно-патриотические традиции казачества в контексте

— Православные особенности основания казачьего поселения.

— Обычаи. Говоры. Кухня. Одежда. Казачья справа.

— Образы казачества в культуре и искусстве.

Задание выполняется в формах: подготовки проекта, презентации, эссе, сочинения, фотоальбома или фотовыставки, рефератов, сочинений, презентаций, дневников (семейный архив, мини-архивы), экспонатов (выставка творческих работ), видеофильмов (мультфильмов).

Модуль III. Региональная специфика казачества

Тема 11. Особенности обычаев и традиций. Говоры. Кухня. Одежда. Казачья справа.

Выездное занятие.Тема: "История казачества моей малой Родины«проводится в формах: исследовательского проекта, игры; посещения казачьих обществ, казачьих музеев, святых и памятных для казачества мест; в форме встречи с казаками-ветеранами и т.д.

6.1. Оценка освоения дисциплины «Православные истоки казачества» может проходить в форме творческих проектов, написания рассказов или эссе о казачестве, составления генеалогического древа, фотоальбома или фотовыставки, рефератов, сочинений, презентаций, дневников (семейный архив, мини-архивы), выставки творческих работ, видеофильмов (мультфильмов) и др.

1) Теории и версии происхождения казачества: аргументация, основное содержание.

3) Казаки в русской литературе и искусстве.

5) Казаки в Смутное время.

7) Казаки в войнах Российской империи в XVIII в.

9) Формирование казачеств на территории России в XIX веке.

11) Кавказская война и участие в ней казачества.

13) Материальная культура казачества России: поселения и жилища, традиционный костюм, традиционная система питания.

15) Духовная культура казачества.

мировой войне.

18) Казаки в Гражданской войне (1918–1920 гг.). Политика

19) Казачья эмиграция: культурные традиции и политическая

20) Казаки в годы Великой Отечественной войны: патриотизм

21) Развитие войсковых казачьих обществ и общественных

22) Религия и верования казаков.

семейной культуры и отношения к военной службе у казаков.

25) Выдающиеся исторические личности казачества.

27) Православные праздники, особо почитаемые у казаков.

Для осуществления деятельности по дисциплине «Православные истоки казачества» воскресной школы по наставлению в вере привлекаются лица, отвечающие установленным квалификационным требованиям.

Группы детей для занятий по курсу могут формироваться как из детей казаков, так и из детей, которые не знакомы с традициями православного российского казачества, но хотели бы изучать их.

При проведении занятий желательно использовать фото, видео и музыкальное сопровождение.

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  • Бочан С. А. Донское казачество в начале XX века. Учебно-методическая разработка. Новочеркасск, ЮРГТУ (НПИ), 2008.
  • Бугай Н. Ф. Казачество России: Отторжение, признание, возрождение (1917–1990-е годы). М., 2000.
  • Великая Н. Н. Казаки Восточного Предкавказья в ХVIII—ХIХ вв.. Ростов-на-Дону, 2001.
  • История донского казачества. Ростов-на-Дону: Изд. ЮФУ, 2008.
  • Казачество. Энциклопедия. / Ред. кол.: Федотов А. П. (гл. ред.) и др. — М.: ООО Издательство «Энциклопедия», 2008.
  • Лазарев А. Г. Традиционное народное жилище донских казаков: Казачий курень. Ростов-на-Дону, 1998.
  • Лукаш С. Н. Педагогика казачества: прошлое и настоящее Юга России: монография. М.: Центральное изд-во УМНЛ, 2008.
  • Лукаш С. Н. Воспитательные ценности культуры казачества монография Ростов-на-Дону, Армавир Изд-во РИЦ АЛСИ, 2008.
  • Моисеева О. В. Версии возникновения донского казачества. Российское государство и донское казачество (вторая половина XVI–XVII вв.). / Юж.- Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). — Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011.
  • Очерки традиционной культуры казачества России. Том I. М., Краснодар, 2002.
  • Очерки традиционной культуры казачества России. Том II. М., Краснодар, 2005.
  • Ратушняк О. В. Донское и кубанское казачество в эмиграции (1920–1939 гг.). Краснодар, 1997.
  • Рыблова М. А. Традиционные поселения и жилища донских казаков. Волгоград, 2002.
  • Рыжкова Н. В. Донское казачество в войнах начала ХХ века. М.: «Вече», 2008.
  • Сизоненко А. Г. Казачьи войска России. Ратные подвиги, знаки уклад жизни. Ростов-на-Дону: «Владис», 2011.
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.