Ключевая тема баллады «Светлана». Скачать конспект по литературе

Жуковский познакомил Россию с европейскими народными преданиями (в балладах), ввел в общенациональное художественное сознание множество неизвестных русским читателям произведений. Вся эта большая культурная работа была жизненно необходима для расширения кругозора русского общества. Пересказывая и переводя иностранных авторов, поэт включал в их произведения собственные романтические идеи, свойственную ему философию. Он вводил в русскую литературу еще не обжитый ею художественный мир.

Жуковский открыл новые средства воспроизведения тонкой внутренней жизни человека. Его слово и образ соотнесены не с материальной реальностью, а с теми переживаниями, которые она вызывает в сознании. Он пробудил в слове богатые эмоционально-смысловые оттенки, и его стихи наполнились прихотливыми, сложными переживаниями лирического «я», захватывающими воображение и увлекающими мечту в романтическую «очарованную даль».

«…Одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина», — признавал В. Г. Белинский, считавший Жуковского первым поэтом на Руси, чья поэзия «вышла из жизни».

В балладе «Светлана» мотив мертвого жениха является основным, но несет различную смысловую нагрузку. Казалось бы, обстановка не из приятных: мрачный лес, ночь, престранное поведение жениха. И вот появляется «голубочек белый», классический символ чистоты, и уже понятно, что участь Светланы не будет так печальна, как у героини другой баллады — «Людмила». По роли «голубочка» в происходящем (лишает силы угрожающего девушке мертвеца) легко можно сделать вывод о его противоположности силам тьмы, представленным в образе мертвеца, и о близости к Богу, об ангельской его природе (ведь он появляется именно для спасения девушки, и он гораздо могущественнее мертвеца). Соответственно Бог и вообще проблема божественной предопределенности играют не последнюю роль в балладе, но Светлана сталкивается с силами и света, и тьмы, причем сама она ближе к свету.

Баллада «Светлана», являясь продолжением любимой темы, подтверждает этот вывод, причем в свете «Людмилы» вывод Жуковского: «Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье. Благ зиждителя закон» здесь несчастье — лживый сон; счастье — пробужденье«, — обретает не только прямой смысл, вытекающий из сюжета баллады «Светлана», но и широкий скрытый. Так, «вера в провиденье» не обретает мотивировки в сюжете этой баллады: «белый голубок» не проявление божественного милосердия, так как он появляется и спасает героиню в ее сне, а собственно сюжет (гадание — дурной сон — свадьба) не дает простора для характеристики божественного промысла.

«Светлана» выражает истину: что бы ни случилось, в итоге все будет благополучно, — эта баллада носит оптимистический характер.

Итак, исходя из всего сказанного, балладу следует скорее рассматривать как дополняющее «Людмилу», а не самостоятельное произведение, а основным конфликтом следует считать не конфликт между человеком и Богом, но внутренний конфликт человека между разумом и верой, с одной стороны, и спонтанным чувством — с другой. Основной ее проблемой является проблема самостоятельного выбора личности Оценивая баллады с позиции наличия в них канонических элементов, можно обнаружить, что Жуковский придерживался определенных правил: четко выраженный сюжет, диалоги (между девушками в экспозиции), монологи героинь, рефрены, картиныи природы, отражающие настроение героинь.

В.А.Жуковского по праву считают ярким представителем русского эстетического гуманизма. Чуждый сильным страстям, благодушный и кроткий Жуковский находился под заметным влиянием идей Руссо и немецких романтиков. Вслед за ними он придавал большое значение эстетической стороне в религии, морали, общественных отношениях. Искусство приобретало у Жуковского религиозный смысл, он стремился увидеть в нем «откровение» высших истин, оно было для него «священ ным» Для немецких романтиков характерно отождествление поэзии и религии. То же самое мы находим и у Жуковского, который писал: «Поэзия есть Бог в святых мечтах земли». В немецком романтизме ему особенно близким было тяготение ко всему запредельному, к «ночной стороне души», к «невыразимому» в природе и человеке.

Жуковский писал на многие темы. Большое место в его творчестве занимала, например, тема судьбы («Торжество победителей», «Отрывки из испанских романсов о Сиде»); тема дружбы («Вечер», «Дружба»); проблема добра и зла, любви и счастья ("Суд божий«).Богато представлена военно-патриотическая тематика. Но одной из главных , пронизывающих всё творчество поэта, является тема памяти.

Память-понятие жизненно важное и широкое. Память бывает разная. Есть память о Родине, о прошлом родной страны и своего народа, о родных и друзьях, о счастье и любви, и о многом другом.

Великий французский писатель Флобер справедливо заметил: «Тему не выбирают … в том и состоит секрет шедевра, что тема есть отражение темперамента писателя ».

Когда знакомишься с поэзией Жуковского, невольно представляешь себе его человеком духовно богатого, полным любви к своему народу, к Отечеству.

В тематике Жуковского красной нитью проходит тема памяти об Отечественной войне 1812-1814 гг. Поэт был участником войны в составе народного ополчения. Широким отзвуком войны явилась поэма «Певец во стане русских воинов», в которой он с чувством гордости говорит о славных защитниках Отечества. В начале поэмы поэт вспоминает о дедах, дух которых движет на подвиги храбрых воинов, выступивших на борьбу с захватчиками. Среди славных имен в памяти поэта воскресают имена великих предков: Святослава, девиз которого «мертвые срама не имут»; Дмитрия Донского, который «летит погибельной грозой на рать иноплеменных». Здесь и Петр I ,с его победой под Полтавой, и «грозный наш Суворов». Вспоминая о славных предках Жуковский заканчивает замечательным призывом, проникнутым глубокой и искренней любовью к родине:

За них, друзья, всю нашу кровь!

На вражьи грянем силы;

Да в чадах к родине любовь

Зажгут отцов могилы.

Жуковский поёт славу героям, отличившимся в борьбе с Наполеоном, вспоминая подвиги каждого. «Хвала тебе, наш бодрый вождь, герой под сединами!» Это о Кутузове, благодаря которому «не предана Москва на расхищенье». Дальше- «хвала сподвижникам-вождям!» Жуковский вспоминал Ермолова, «витязя юного»; Раевского, вышедшего «против мечей с отважными сынами». Очень тепло пишет Жуковский об известном герое войны 12-го года Василии Давыдове, который в мирной жизни слыл «певцом, вина, любви и славы» , на поле боя был " пламенным бойцом«. С горечью говорит о любимом всеми Багратионе, ставшем «добычей лютой битвы».

Память о славных сынах Отечества побуждает Жуковского назвать имена и тех великих, которые воспевали славу русских воинов. Он говорит о легендарном Бояне («Слово о полку Игореве»), о Ломоносове, прославлявшем победы Петра, о Державине, писавшем о легендарном Суворове. Это произведение Жуковского и теперь учит нас не только не6 забывать, но и высоко ценить славу наших предков.

После сражения под селом Красным, очевидцем которого был Жуковский. Он написал стихотворение «Вождю победителей» посвященное Кутузову. Здесь воссозданы картины панического бегства наполеоновской армии. В 1813г. После тяжёлой болезни поэт уходит в отставку, но военная биография оставила глубокий след в его творчестве. Отечественная война, воспоминания о кампании 1812-1814гг., оценка вклада отдельных героев войны в общее дело, воспоминания о славных победах русского оружия — это пожалуй, самые устойчивые темы поэзии Жуковского.

В своих поздних произведениях на эту тему он отдаёт дань идеям официального патриотизма («Русская песнь», «Бородинская годовщина»), но лучшее из них -«К Ермолову». В нём достигается гармония ёмкого, насыщенного глубоким патриотизмом содержания и предельной простоты изложения.

Своеобразным отзвуком 1812г. Стала в творчестве Жуковского и наполеоновская тема, которая решается теперь в широкой исторической перспективе, в более ёмкой, насыщенной психологизмом манере("Ночной смотр" , «Четыре сына Франции»).

Цикл военно-патриотических стихотворений Жуковского является наиболее значительным с идейно-художественной точки зрения.

Тема памяти переплетается в поэзии Жуковского с темой дружбы. Памяти рано ушедших друзей А. Тургенева, Родзянко посвящены стихотворения «На смерть А. Тургенева», где Жуковский утешает себя надеждой на встречу с друзьями в ином мире:

Прости! не вечно жить! Увидимся опять;

Во гробе нам судьбой назначено свиданье!

Тема памяти раскрывается и в интимной лирике Жуковского, которая связана в основном с именем М. Протасовой. Поэт горячо любил эту девушку, но не смог получить согласия на брак с нею. Её выдали за другого, а через 6 лет она погибла во время родов, Жуковский долго и тяжёло переживал разрыв с любимой женщиной, и эти настроения нашли отражение в его стихотворениях, посвященных воспоминаниям о былом , проблеме счастья, злого рока("Воспоминание«). Однако общий настрой стихотворений заставляет вспомнить пушкинское «печаль моя светла.» Настроение это выражено Жуковским в замечательных строчках, и теперь звучит для нас, потомков, высоким нравственным заветом:

О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет;

Но с благодарностью: были.

В конце жизни думы поэта снова обращаются к народу. До конца своих дней он помнил о необходимости иметь народную литературу, которая бы отражала интересы народа всех слоёв и возрастов. С этой целью он много пишет и переводит для детей. В 1831 г., как бы соревнуясь с Пушкиным, сочиняет сказку «О царе Берендее», пишет ряд стихотворений для детей: «Жаворонок», «Птичка» , «Котик и козлик».

Последние произведение Жуковского стало лирическое стихотворение «Царскосельский лебедь», в своеобразной форме воссоздающее трагедию поэта, пережившего своё поколение — поколение «славного века Екатерины »- своё одиночество в новую историческую эпоху.

Таким образом, тема памяти проходит через всё творчество писателя, раскрывается она на высоком идейно-нравственном материале, и поэтому до сих пор сохраняет свою актуальность, свой высокий морально- нравственный потенциал.

Предыдущий реферат из данного раздела: Дмитрий Витовский

Следующее сочинение из данной рубрики: Всемирно известный американский поэт Карл Сэндберг

  • Литература церковного монастыря (латинская или клирекальная литература)
  • Оскар Уайльд
  • Оригинальные методы поиска персонала
  • Творческое задание № 2 на тему «Оригинальные методы поиска клиентов организации»
  • Определение и основы правового государства
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.