5 фактов из жизни Эрмитажа, о которых вы, возможно, не слышали
Незадолго до смерти царица писала одному из своих корреспондентов: «Мой музей в Эрмитаже состоит, не считая картин и лоджий Рафаэля, из 38 тысяч книг, четырех комнат, наполненных книгами и гравюрами, 10 тысяч резных камней, приблизительно 10 тысяч рисунков и собрания естественнонаучного, заполняющего две большие залы…»
Надворные и комнатные коты
Подвалы Эрмитажа охраняют от крыс 50 котов. Котят пристраивают на акциях «Хочу домой!» — их владелец получает сертификат «Владелец эрмитажного кота», дающий право бесплатного посещения музея. У каждого эрмитажного кота есть персональные миска, лоток и корзинка для сна. Котов в Эрмитаж завезли из Казани в XVIII веке по указу Елизаветы Петровны. Екатерина II пожаловала им статус «охранников картинных галерей» и разделила на два класса: «надворных» и «комнатных». Во время Великой Отечественной все городские коты погибли или были съедены, и Эрмитаж кишел крысами. После войны в город завезли 5 тысяч котов и кошек, и крысы исчезли.
Коллекции Эрмитажа вполне могли погибнуть 17 декабря 1837 года. Николай I значительно пополнил Эрмитаж, но ему же Россия обязана самым грандиозным в ее истории пожаром. Император считал себя знатоком всего на свете, он лично утвердил составленный Монферраном проект переустройства дворца. При этом император решил сэкономить: фальшивые зеркальные стены были сделаны деревянными, из-за инженерной ошибки их слишком сильно нагревало отопление.
История эвакуаций
Второй раз в августе 1917 года, когда немцы взяли Ригу, эту эвакуацию проводило Временное правительство. Сокровища Эрмитажа были вывезены в Москву под надежной охраной на поезде с пулеметами. Эвакуация затянулась, и часть ящиков с экспонатами осталась на месте — их не успели отправить из-за Октябрьского переворота.
Судьбы хранителей
Картины для мировой революции
В двадцатые годы сокровища Эрмитажа продавались на Запад: надо было финансировать мировую революцию. Троцкий торопил с распродажей, призывая не гнаться за ценой: как только революция победит в одной из ведущих западных стран, буржуазии станет не до искусства, и цены упадут.
В начале тридцатых годов распродажа Эрмитажа была прекращена: прибыль, которую она принесла, составила менее одного процента от валового дохода страны.
Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа:
Начинаться все будет с атлантов, на биеннале мы представим точные копии их ног, срезанных посередине. Развлекательную часть выставки представит художник Александр Шишкин-Хокусай. У него будет некая игра с копиями фламандских картин, напоминающая об Эрмитаже, как игре. А главной темой станет разговор о главной картине Эрмитажа, всемирном символе милосердия, о «Возвращении блудного сына» Рембрандта. Идея и сценарий всего этого разговора в руках у режиссера Александра Сокурова.