Урок технологии «Профессиональное образование»

Актуальность

Подготовка ответственного, критически мыслящего молодого человека, готового самостоятельно и реалистично намечать и реализовывать свои профессиональные перспективы в постоянно изменяющейся общественно-экономической ситуации, — одна из важнейших задач современной школы. Содействие профессиональному самоопределению учащихся в условиях рыночной экономики и развития новых высокоэффективных технологий приобретает особое значение. Необходимость осознанного выбора будущей профессии выпускниками общеобразовательных учреждений очевидна. Поэтому основной целью учителя технологии при изучении данного раздела является создание условий для формирования у учащихся потребности в самоопределении, знакомство с миром профессий, видами профессионального образования и типами образовательных учреждений. Это поможет учащимся осознать свои возможности, интересы, предпочтения и научит их соотносить свои личные качества с требованиями той или иной профессии, что в свою очередь, будет способствовать профессиональному самоопределению учащихся, то есть формированию отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Кроме того, важнейшей задачей учителя при изучении данного раздела является помощь подростку в построении его индивидуальной образовательной траектории, то есть в выборе варианта продолжения образования после окончания основной школы.

Тема урока: «Профессиональное образование».

Организационная форма проведения урока: совместная работа учителя и учащихся с выполнением практических заданий на интерактивной доске Panaboard.

Дидактические средства обучения: учебник технологии, выдержки из нормативных документов, извлечения из печатных источников, учебные компьютерные презентации, работа с интерактивной доской.

знать:

уметь:

Цели учителя.

Основные понятия:

Методические рекомендации

I. Виды профессионального образования

Поскольку на предыдущем уроке учащиеся получили опережающее домашнее задание собрать как можно более полную информацию об учреждении профессионального образования, в котором они хотели бы получить профессию после окончания школы, урок следует начать с его разбора.

Для того чтобы подвести старшеклассников к изучению нового материала учитель может задать им следующие вопросы:

— Что необходимо прежде всего, для того чтобы получить профессию?

— Чем профессиональное образование отличается от общего?

— Чем отличаются друг от друга перечисленные вами образовательные учреждения?

Затем он вместе со школьниками делает выводы:

— для того чтобы получить ту или иную профессию, прежде всего необходимо соответствующее образование;

— общее образование ставит задачу формирование общей культуры личности, ее адаптацию к жизни в обществе, созданию основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ;

— профессиональное образование имеет своей целью профессиональное развитие личности.

Далее учитель знакомит подростков с основными видами профессионального образования, существующими в Российской Федерации, используя подготовленный заранее материал для интерактивной доски.

Ступени высшего профессионального образования в России установлены следующие: 1) высшее профессиональное образование — присваивается квалификация «магистр» и «дипломированный специалист» ; 2) базовое высшее профессиональное образование — квалификация «бакалавр». Образование лиц, не завершивших обучение по основной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за три года обучения), признается незаконченным высшим профессиональным образованием и подтверждается соответствующим документом.

Для проверки усвоения данного материала целесообразно выполнить заранее подготовленное задание, с помощью которого учащиеся еще раз получают возможность соотнести уровни профессионального образования и типы образовательных учреждений.

Установите соответствие между уровнями профессионального образования и типами образовательных учреждений. Используя «перетаскивание», правильно разместите их в таблице.

II. Рынок образовательных услуг

Учитель предлагает учащимся самим составить определение понятия «рынок образовательных услуг». При этом используется, так называемый «лингвистический конструктор». Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Учащиеся могут добавлять предлоги, изменять слова по падежам.

Рынок образовательных услуг — система образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению на определенной территории

Беседа по вопросам:

— Какое образование необходимо, чтобы получить профессию «столяр»?

— Куда вы поступите, если решите приобрести профессию медицинской сестры?

— Какое образовательное учреждение необходимо окончить, чтобы получить профессию врача?

После обсуждения учащиеся должны прийти к выводу о том, что разные профессии, разная квалификация требуют получения образования различного уровня, то есть для получения одних профессий (столяр) достаточно окончить профессиональное училище, а для получения профессии врача необходимо пройти обучение в высшем учебном заведении (институте, университете, академии).

Учащимся предлагается составить схемы получения профессионального образования к предложенным выше ситуациям, используя элементы, представленные на интерактивной доске.

Для закрепления изученного материала учитель просит учащихся проанализировать варианты получения профессионального образования, исходя из конкретных жизненных ситуаций, а также особенностей и устремлений отдельного выпускника. Чтобы помочь учащимся справиться с заданием, он предлагает им следующие вопросы:

— Если человек мечтает быть ученым, какой путь получения профессионального образования он скорее всего выберет?

— По какому пути стоит пойти человеку, мечтающему стать водителем-дальнобойщиком?

— Если человек мечтает стать врачом, но сомневается в собственных возможностях, какой путь получения образования вы посоветуете ему выбрать?

Ответы на эти вопросы учитель просит сопровождать составлением схем на интерактивной доске. Таким образом, старшеклассники выстраивают образовательную траекторию для людей в предложенных ситуационных задачах.

Домашнее задание.

Педагог предлагает учащимся следующее задание:

«Рассмотри несколько вариантов получения своего профессионального образования и проанализируй их, выявив плюсы и минусы каждого. Укажи, какой из вариантов ты считаешь оптимальным и обоснуй свой выбор».

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.